Вернуться на главную

Супрематизм: как статичный квадрат двинул искусство вперед

Какой шедевр произвел революцию в искусстве и почему он повлиял на культуру в целом
Илья Чашник. Композиция с
красной полосой. 1923
Значительные изменения в социальном устройстве и научно-технический прогресс оказали огромное влияние на искусство. В начале ХХ века художники начали искать новые способы изображения реальности или выражения своих чувств, а академическая живопись, скульптура и архитектура воспринимались как пережиток прошлого.

Некоторые мастера пошли дальше: они объявили, что искусство вообще не должно говорить об окружающей действительности — согласно трактовке этих творцов, искусство существует ради поисков вечной истины. Главными задачами становились поиск высшей формы художественного выражения и стремление к созданию искусства будущего. Самым ярким выразителем подобных идей стало направление авангарда, получившее название «супрематизм».

Илья Чашник
Лазарь Лисицкий. Проун.
1922 год
Исследуем, как зародился новый стиль, в чем заключалась его философия и каким образом направление повлияло на дальнейшее развитие искусства.

Порванныйзанавес и
картина в
красном углу

Осенью 1913 года в Санкт-Петербурге
состоялась премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем». Это произведение стало результатом творческого союза композитора Михаила Матюшина, поэта Алексея Крученых и художника Казимира Малевича.
Осенью 1913 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем». Это произведение стало результатом творческого союза композитора Михаила Матюшина, поэта Алексея Крученых и художника Казимира Малевича.

Оперу создали как манифест нового искусства, целиком построенного на алогичности в слове, музыке и визуальном ряде. Синтез искусств достиг здесь небывалых высот: музыка Матюшина поражала диссонансами, текст Крученых использовал «заумь», то есть отказ от естественного построения речи, а декорации и костюмы Малевича удивляли простотой форм и чистотой цвета.

Подготовку к премьере вели осознанно небрежно: в опере приняли участие только два профессиональных певца — остальные роли доверили актерам-любителям. Единственным музыкальным инструментом стало расстроенное фортепиано, а постановку собрали всего за две репетиции. Премьера прошла 3 и 5 декабря 1913 года в помещении театра «Луна-парк» на Офицерской улице (сейчас улица Декабристов). Спектакль разворачивался в атмосфере непрекращавшегося скандала. Зрителей шокировало буквально все: от разорванного пополам занавеса вместо традиционного поднятия до гротескных персонажей в костюмах, искажающих фигуры. На сцене появлялись Нерон, Похоронщик, Авиатор, Калигула и необычные герои вроде Разговорщика по телефону и Внимательного рабочего.

Обложка по рисункам К Малевича и Д. Бурлюка к опере «Победа над солнцем»
Набросок костюма к опере
«Победа над солнцем»
Кульминацией стало пленение Солнца будетлянскими силачами. Будетляне — это российское объединение писателей-футуристов, которые намеревались провести революцию в литературе и найти новые формы самовыражения. В эту группу входил и Алексей Крученых

Таким образом, будетлянские силачи символизировали представителей нового искусства и посланников будущего. Особое место в спектакле занимал образ Солнца: вместо привычного желтого круга на сцене появился квадрат, разделенный по диагонали и наполовину выкрашенный в черный цвет. По мнению Малевича, именно тогда родился супрематизм и ключевой образ направления — черный квадрат.

Свою самую знаменитую картину «Черный квадрат» сам Малевич называл «Основной супрематический элемент. Квадрат» и датировал 1913 годом. Этим он подчеркивал превосходство идеи над реальностью: важно не когда полотно было создано, а когда вообще зародилась мысль. Исследователи творчества живописца приводят точную дату создания картины — 8 июня 1915 года.

В декабре полотно представили публике на Последней футуристической выставке «0,10» в Петроградском художественном бюро Надежды Добычиной. Тогда же Малевич охарактеризовал свое творчество как супрематизм.

Термин происходит от латинского слова supremus, что означает «наивысший» или «превосходящий». Главной идеей направления стал отказ от изображения вещей и явлений: вместо них художнику следовало изображать ощущения от действительности, выраженные с помощью цвета и геометрических форм.

Малевич разместил свою работу в углу выставочного пространства, проводя аналогии с красным углом в избе, где традиционно располагались иконы. Художник сделал это намеренно, чтобы картина вызывала конкретные ассоциации. При этом фигура была далека от идеала: художник нарисовал квадрат на глаз, без использования специальных инструментов для создания прямых углов. А черный цвет был получен путем смешивания нескольких красок, без использования непосредственно черного пигмента.

Фото
Последней футуристической
выставки картин «0,10».
1915 год

«Я — ступень»

«Черный квадрат» стал первым супрематическим полотном и символом нового искусства, полностью отказавшегося от изображения реального мира. Реакции общественности оказались полярными. К примеру, крайне негативно отреагировал известный художественный критик Александр Бенуа.

В январе 1916 года в газете «Речь» он опубликовал резкую критику произведения, где назвал картину не просто случайным эпизодом, а «одним из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения». Бенуа видел в «Черном квадрате» проявление гордыни и заносчивости художника, утверждая, что произведение приведет искусство к гибели. Критик особо отметил размещение картины в красном углу и назвал это провокационным жестом.

Поскольку Малевич задумывал супрематизм не просто как подход к живописи, а целую философию, автор активно разъяснял свою позицию и полемизировал с коллегами и критиками. «Я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Не правда ли? Я не слушал отцов и я не похож на них. И я — ступень», — написал Малевич в письме Бенуа в мае 1916 года. Таким образом, художник обозначил супрематизм как ступень лестницы, по которой движется мировое искусство.

Казимир Малевич. Супрематизм
(supremus № 56)

В отличие от многих других направлений в искусстве, имеющих философский фундамент, у супрематизма не было структурированной программы. Об особенностях, целях и задачах можно судить по манифестам Малевича, которые наполнены яркими и эмоциональными фразами. Одним из первых таких документов стала работа 1915 года «От кубизма к супрематизму», объясняющая отказ не только от академического искусства, но и от новых направлений XX века. В частности, художник отвергал традиционную живопись со своей эстетикой: «Все вы желаете видеть куски живой натуры на крючках своих стен. Так же Нерон любовался растерзанными телами людей и зверями зоологического сада».

Малевич призывал перестать имитировать действительность на полотнах и начать заниматься чистой живописью, свободной от сюжетности и предметности. Объектом искусства он признавал чувства и идеи, а цвет и форму объявил самостоятельными элементами творчества. Основными фигурами художник назвал квадрат, круг и крест.

Особое значение имел белый фон, который символизировал бесконечность и чистоту формы. Менялся и подход к зрительскому восприятию. «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию», — прокомментировал Малевич отношение зрителей к своему творчеству в работе 1919 года «О новых системах в искусстве».

Рупором идей нового направления и площадкой для экспериментов стало художественное объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), основанное Малевичем в Витебске в 1919 году на базе Народной художественной школы. Под руководством мастера собрались художники Эль (Лазарь) Лисицкий, Евгения Магарил, Николай Суетин, Лазарь Хидекель и Илья Чашник. В 1920 году филиалы объединения открылись в Смоленске, Москве, Перми и Саратове. Эмблемой УНОВИСа стал «Черный квадрат» Малевича, который члены объединения носили на рукавах как символ своей творческой программы. Организация прекратила деятельность в 1922 году, однако за это время успела распространить свои идеи по всей территории бывшей Российской империи.

С полотна вреальность

Несмотря на внешнюю простоту «Черного квадрата», супрематизму были свойственны и более сложные работы. Среди работ Малевича есть прихотливые многофигурные композиции с яркими цветами и выверенной геометрией.

Квинтэссенцией философии супрематизма для художника стали эксперименты с белым цветом: на светлом полотне размещались фигуры, едва отличимые от фона. Так из искусства уходил не только предмет, но даже цвет.

Ученики и последователи Малевича также занимались поисками образов для создания чистого искусства. Среди самых знаменитых работ — «Супрематизм» и «Супрематическая композиция» Чашника (обе 1923 года), «Композиция» Суетина (1920-е), а также цикл проунов Лисицкого.

Всем этим работам свойственны следующие особенности:
  • 1

    абстрактный характер — полное отрицание необходимости изображать физический мир и предметы;

  • 2

    антиреалистичность — отказ не только от действительности, но и от перспективы как традиционного способа построения пространства;

  • 3

    новаторский подход — создание нового визуального языка, выходящего за рамки реальности;

  • 4

    композиция из формы и цвета — использование простых фигур вместе с чистыми цветами и их смелыми сочетаниями;

  • 5

    негативное пространство — акцент на пустотах полотна как символе бесконечности и чистоты;

  • 6

    плоские формы — отказ от объемности и трехмерности;

  • 7

    динамичная гармония — создание ощущения движения через композицию, в которой между всеми элементами достигнут баланс;

  • 8

    прогрессивность и революционность — радикальный вызов традиционным представлениям о красоте и открытость к новому.

Эль Лисицкий. Трибуна
Ленина. 1920 год
Плакат Эля Лисицкого к опере
«Победа над солнцем»
Масштабнее всего супрематизм проявился в живописи, однако его можно обнаружить и в других видах искусства. Например, в дизайне посуды художника Чашника для Государственного фарфорового завода (сейчас Императорский фарфоровый завод).

Его самой знаменитой работой здесь стала так называемая получашка — кружка в форме полуцилиндра. Широко известны архитектоны Малевича — гипсовые модели зданий, состоящие из врезающихся друг в друга геометрических форм. Предполагалось, что они должны были заложить базу для супрематической архитектуры.

Одной из главных проблем превращения супрематических изображений в реальные здания было тяготение направления к двумерному формату. Архитектору, которому удалось решить эту проблему и преобразовать рисунки в трехмерность, стал ученик Малевича Лазарь Хидекель. Характерной чертой его творчества было использование минимального набора геометрических фигур и контрастных цветовых решений. Первой его работой, демонстрирующей, что супрематизм возможен в архитектуре, стал проект рабочего клуба (1926). Идеи направления отразились и в таких проектах мастера, как оформление внутреннего пространства Дома радио (1933–1934), а также здания поселка Невдубстрой (сейчас город Кировск Ленинградской области).

Казимир Малевич, Дом будущего
Ленинграда (Дом летчика). 1924 год
Казимир Малевич
Архитектон. 1923 год

Короткая жизнь, долгое влияние

Став исключительно локальным явлением, супрематизм не получил широкого развития за границей, хотя сделал значительный вклад в авангардное искусство как самое радикальное его направление. В СССР супрематизм также не нашел дальнейшей поддержки.

Главной причиной стал идеологический конфликт: беспредметность и отказ от изображения реальной действительности не соответствовали задачам советской пропаганды и воспитания нового человека.

При этом весь XX век супрематизм так или иначе проявлялся в архитектуре, считает историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов: «Речь не идет о прямом цитировании. Скорее это работа с визуальными и смысловыми кодами. Как и Малевича, архитекторов интересовало не воспроизведение традиционных форм, а поиск новой пластики, нового пространства, новой логики. Например, для художника было важно, чтобы супрематические формы казались невесомыми, парящими в белом безвоздушном пространстве. Мастера XX века пытались добиться этого же ощущения: здания поднимались на опоры, фасады делались максимально чистыми, лишенными декора. Белые фасады, гладкие поверхности и вытянутые объемы помогали создавать эффект легкости и «оторванности от земли». Один из примеров такого подхода — дом Наркомфина в Москве».

Дом Наркомфина
Сегодня архитекторы обращаются к эстетике супрематизма по нескольким причинам. «Во-первых, он до сих пор воспринимается как символ новаторства, функциональности, рациональности — качеств, которые актуальны и сейчас. Искусство, архитектура и утопические идеи соединились в стремлении построить новый мир — и к этому порыву хочется возвращаться снова и снова.

Во-вторых, эта эстетика укоренена в отечественной культурной памяти. Мы можем видеть отсылки, например, в архитектуре Музея русского импрессионизма или в здании Федерального арбитражного суда Московского округа. Это не буквальное воспроизведение супрематизма, а скорее игра с формой, с принципом композиции, с поиском выразительности через геометрию», — объясняет Багаутдинов.

Удачным примером цитирования супрематизма историк называет премиум-квартал «Дом 56» от «Галс-Девелопмент» на улице Фридриха Энгельса в Басманном районе Москвы. «Главная отсылка — это композиция, — убежден Багаутдинов. — Здание состоит из трех объемов, напоминающих параллелепипеды, причем они наклонены и поставлены на общий стилобат. Возникает устойчивое ощущение парящих в воздухе геометрических фигур — своеобразных супрем, словно сошедших с картин Малевича».

Жилой квартал премиум-
класса «Дом 56»

Фасады комплекса украшены металлическими пластинами в оттенках трех руд — никеля, меди и железа. Объемы зданий скруглены и имеют плавный асимметричный изгиб с эффектом закручивания. Это рождает визуальный эффект вращения вокруг своей оси. Можно говорить о том, что «Дом 56» спроектирован для кругового обзора: по мере того как зритель движется вокруг дома, объемы складываются в новые и новые композиции, каждый раз открывая разные ракурсы. Это еще одна черта, роднящая архитектуру с супрематической живописью, где смысл рождается в соотношении элементов.

Супрематизм с комфортом

Архитектурное решение «Дом 56» разработало бюро Pride, которое до этого проектировало новый кампус Бауманского университета, расположенного неподалеку. Квартал состоит из трех башен высотой 20, 23 и 27 этажей, в которых разместятся 510 квартир площадью от 27 до 130 кв. м.

В проекте предусмотрены как классические варианты с одной, двумя и тремя комнатами, так и редкие форматы: резиденции с потолками высотой 4 м на верхних этажах, квартиры с личными террасами на втором этаже, а также лоты с потолками высотой 4,6 м на первом этаже.

Квартиры в башне на 20 этажей доступны с дизайнерской отделкой в двух вариантах: Smart White («Смарт Уайт», что в переводе с английского означает «умно-белый») и Casual Grey («Кэжуал Грей», что в переводе с английского означает «повседневно-серый»). Она включает в том числе установку встроенных светильников, премиальной сантехники в ванных комнатах и гостевых санузлах, а также возведение внутренних перегородок в квартире.

Квартиры с личными террасами
Квартиры с личными террасами
Квартиры с личными террасами
Квартиры с личными террасами
Квартиры с отделкой Smart White
Квартиры с отделкой Smart White
Квартиры с отделкой Smart White
Квартиры с отделкой Smart White
Квартиры с отделкой Casual Gray
Квартиры с отделкой Casual Gray
Квартиры с отделкой Casual Gray
Квартиры с отделкой Casual Gray

В оформлении используют высококачественные премиальные материалы, в том числе керамогранит с текстурой мрамора Калакатта и благородного иранского известняка, а также напольное покрытие из дубовой инженерной доски. В двух других башнях лоты предлагаются без отделки, что позволяет объединять квартиры и создавать индивидуальные дизайн-проекты.

Центральная входная группа «Дом 56» разработана бюро Haast. В просторном лобби расположится элегантная зона с консьерж-сервисом, мягкая мебель, изысканные предметы искусства и живые растения. Из лобби к башням ведут две галереи, в которых разместятся камерные пространства для уединенного отдыха.

Общественная зона также включает в себя просторную колясочную, почтовую комнату и детский игровой клуб для резидентов с отдельным выходом во двор.

Внутренний двор площадью 4 тыс. кв. м — это приватное пространство, выполненное в современном бионическом стиле. Концепция благоустройства предусматривает разнообразные варианты отдыха для всех. Здесь располагаются комфортабельная лаунж-зона с оригинальной скульптурной перголой и подвесными качелями, детская площадка, зона для занятий спортом, а также уютные зеленые уголки для спокойного времяпрепровождения. Для удобства жителей и гостей комплекса вся территория и общественные зоны обеспечены Wi-Fi-интернетом.

Входная группа
Входная группа
Гранд-лобби
Гранд-лобби
Приватный внутренний двор
Приватный внутренний двор
Бионический сад
Бионический сад
Комплекс премиум-класса «Дом 56» оборудован передовыми инженерными системами, которые обеспечивают максимальный комфорт и безопасность проживания. Все входы в здание и на парковку находятся под круглосуточным видеонаблюдением и оснащены современными системами контроля доступа.

Внутренняя инфраструктура включает в себя три скоростных лифта в каждой башне, энергоэффективное освещение общественных зон с интеллектуальными датчиками движения, а также высокотехнологичную систему водоподготовки с фильтрами тонкой очистки. Комфортный микроклимат в помещениях поддерживается благодаря эффективным внутрипольным конвекторам, которые равномерно распределяют тепло по всему пространству. Под комплексом расположатся двухуровневая парковка на 212 машино-мест и кладовые помещения.

Двухуровневый
подземный паркинг

На первых этажах башен разместятся кафе, ресторан и студии красоты. Басманный район отличается развитой инфраструктурой. В шаговой доступности от «Дом 56» есть все необходимое для комфортной жизни: вузы, детские сады, школы, фитнес-клубы, поликлиники, парки и досуговые центры. До станций метро «Бауманская» и «Электрозаводская» пешком можно добраться за 12–15 минут. Рядом с комплексом также находятся важные городские магистрали: ТТК, набережная реки Яузы и Бакунинская улица.

Широкий выбор вариантов квартир и развитая инфраструктура делают «Дом 56» прекрасным выбором как для студентов, которые смогут учиться в университетах поблизости, так и для семей с детьми.