Вернуться на главную

Неоренессанс: как библиотеки и театры стали новой роскошью

Как стиль, переосмысливший Возрождение, одинаково полюбился монархам и буржуазии, а также научил подчеркивать статус без напыщенности
Школа изящных искусств
Феликса Дюбана в Париже
Неоренессанс — особое направление в искусстве. Понять его значение и роль в современном мире можно, только как следует погрузившись в контекст времени, когда этот стиль появился.

Промышленная и социальная революция XIX века не только повлияла не только на экономическое и общественное развитие в Европе, но и отразилась на философии и культуре. По всему континенту активно строились заводы с новым технологичным оборудованием, а города росли в невероятном темпе. Индустриализация способствовала появлению новой элиты: — банкиров и промышленников. Им требовались новые здания — как для личного пользования, так и для общественного досуга. А эти здания, в свою очередь, нуждались в свежих идеях и средствах выражения.

Новая Европа находилась в поиске стилей, которые, с одной стороны, отражали бы современное на тот момент представление об амбициях и возможностях, а с другой — обладали бы изысканностью и статусом предыдущих эпох. Для этого деятели искусства обратились к прошлому, чтобы переосмыслить его и взять все лучшее из наследия предков. Так в культуре возник историзм — тенденция, когда художники оформляли свои произведения в духе и традициях предшествовавших стилей и направлений. Среди множества экспериментов родился неоренессанс. Это направление просуществовало довольно короткий период, но значительно преобразило Европу.

Фасад библиотеки Святой Женевьевы
Школа изящных искусств
Феликса Дюбана в Париже
Исследуем, как возник неоренессанс, почему он стал любимым стилем общественных зданий в Санкт-Петербурге и как сумел возродиться в наше время в Москве в архитектуре ансамбля клубных домов делюкс-класса «Рождественка 8».

ВозрождениеВозрождения

Неоренессанс — исторический стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, существовавший во второй трети XIX — первой четверти XX века. Термин складывается из двух слов, которые означают «новое Возрождение».

Таким образом, стиль обращается к эпохе Ренессанса. Она примечательна тем, что именно в то время человек вернулся к естественному, гармоничному состоянию в отношениях с природой. Эталоном выражения искусства считались мастера Античности — Древней Греции и Древнего Рима.

Неоренессанс ориентировался на художественные формы итальянского, французского и немецкого Возрождения. Однако это было не слепое копирование исторических образцов, а их творческое переосмысление в контексте новой реальности.

Собор Святого Петра в Риме
Основной принцип заключался в синтезе прошлого и настоящего: у Ренессанса заимствовались идеи гармонии, симметрии и пропорциональности, а новое время добавляло в здания современные материалы и конструкции, демонстрируя оптимизм и веру в прогресс.

Новый стиль сумел ответить на запросы общества того времени. Индустриализация привела к стремительному обогащению промышленников и банкиров, они хотели жить в эстетичной городской среде и готовы были вкладываться в ее создание. Неоренессанс, отличавшийся сдержанностью и элегантностью, соответствовал требованиям такой элиты.

Важно, что разбогатевшие купцы и владельцы заводов желали красоты не только для собственного жилья — прекрасны должны были быть и места, в которых они проводили время. Неудивительно, что скоро неоренессанс стал одним из главных стилей в оформлении театров, больниц, библиотек, административных и правительственных зданий.

Вместе с тем неоренессанс породил новый принцип выражения роскоши и статуса. Если раньше их демонстрировали нарочито и с некоторой напыщенностью — через этажность зданий или использование позолоты, — то теперь стали действовать тоньше. Положение людей, владевших сооружением или бывавших в нем, проявлялось в выборе материалов, декорировании фасадов, в пропорциях и деталях.

Кроме того, в неоренессансных строениях можно увидеть градацию статусности внутри одного здания. Центральные части, в которых проводила время элита, оформлялись с особой роскошью. Помещения, где располагалась прислуга, — как правило, это части домов, выходившие во двор, — внешне оформлялись гораздо проще.

Баварская государственная
библиотека

Классика плюс современность

Среди основных особенностей неоренессанса можно выделить следующие:
  • 1

    четкая симметрия и поярусное оформление фасадов;

  • 2

    активное использование полукруглых арок;

  • 3

    богатый фасадный декор в виде руста (имитации камня или кирпича) и пилястр (имитации колонн);

  • 4

    использование ордерных лоджий, то есть лоджий, выполненных по строгим правилам архитектурных ордеров;

  • 5

    сочетание классических элементов с современными металлическими конструкциями;

  • 6

    использование майолики, цветных гобеленов и плотных тканей в оформлении интерьеров;

  • 7

    многоцветность, внимание к деталям и ориентация на образцы итальянского прикладного искусства XV века в предметах декора.

Эти черты проявились в ранних образцах неоренессанса: в здании Школы изящных искусств Феликса Дюбана в Париже (1830–1860-е годы) и Баварской государственной библиотеке Фридриха фон Гертнера в Мюнхене (1832–1843 годы).

Классическим примером неоренессанса стала Дрезденская опера, спроектированная и построенная немецким архитектором Готфридом Земпером в 1838–1841 годах. Полукруглый многоярусный фасад с окнами-арками напоминал римский Колизей и производил сильное впечатление на современников. К сожалению, пожар 1869 года полностью уничтожил здание, и об интересной задумке мы можем судить только по сохранившимся эскизам и картинам. К образцам неоренессанса относится и фасад Библиотеки Святой Женевьевы авторства Анри Лабруста в Париже (1844–1851 годы).

Дрезденская опера

Новая Италияв Петербурге

Несмотря на то, что неоренессанс должен был стать стилем банкиров и предпринимателей, это направление пользовалось значительной популярностью и у европейских монархов, в том числе у Николая I. Во время его правления (1825–1855 годы) в Санкт-Петербурге появились новые здания, переосмыслившие наследие Возрождения и вместе с тем удачно вписавшиеся в городские архитектурные ансамбли.
И снова главной причиной моды на неоренессанс становится удачное сочетание сдержанности и элегантности.

Как и в остальной Европе, в Петербурге направление использовали для оформления общественных и административных зданий. Этот стиль считался настолько уместным, что его применяли даже для реконструкции. Ярким примером служит здание Городской думы на улице Думской, 3, в 1847 году его фасад преобразил архитектор Николай Ефимов. Параллельно он работал над двумя другими административными заказами: зданием Министерства государственных имуществ и домом министра на Исаакиевской площади. В результате все три постройки, выполненные в стиле неоренессанс, своей архитектурой отдавали дань итальянскому Возрождению.

Муза с арфой на здании Александринского театра
Александринский театр

Типичные итальянские мотивы можно встретить и в здании Московского вокзала на Невском проспекте, 85. Его возвели в 1851 году по проекту Константина Тона. В постройке прослеживаются черты ренессансной ратуши с двухъярусной башенкой и большими венецианскими окнами.

Здание Городской думы на улице Думская
В Санкт-Петербурге неоренессанс был популярен также в архитектуре частных домов.

Например, Малый Михайловский дворец на Адмиралтейской набережной, 8, был построен по заказу внука Николая I Михаила Михайловича в 1888 году. Архитектором проекта выступил Максимилиан Месмахер. Он использовал не только внешние проявления неоренессанса, но и стремление стиля к современным технологиям. В здании были все удобства того времени: газ, электричество, телефон, водопровод и канализация.

Чем интересен неоренессанс
в Москве

Невероятно модный для XIX века стиль не пользовался особой популярностью в России за пределами тогдашней столицы. Тем не менее здания с чертами нового Возрождения можно встретить и в Москве. Например, Петербургский вокзал, спроектированный тем же Тоном и возведенный в 1844–1851 годах.

Типичным образцом неоренессанса в Москве можно считать и здание Московского международного торгового банка авторства Семена Эйбушица на Кузнецком Мосту (1897–1898 годы). «Это яркий пример, построенный с оглядкой на традиции итальянского Возрождения и римского барокко: архитектурным прототипом Международного банка в Москве послужил проект здания Банка Святого Духа в Риме (итал. Palazzo del Banco di Santo Spirito)», — рассказывает историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Фасад банка демонстрирует характерные черты неоренессанса: ритмичные оконные проемы, рустовку, массивный карниз и подчеркнутую симметрию.«Все это соотносится с представлениями о банковской солидности и государственной важности, — указал Багаутдинов. — И здесь важно понимать исторический контекст: здание было построено в 1890-х годах, когда Москва активно превращалась в столицу бизнеса и финансов. В то время архитектура банков все чаще стремилась транслировать надежность, респектабельность и преемственность с великими эпохами, и стиль неоренессанса подходил для этого как нельзя лучше».

Здание Банка Святого духа в Риме
Здание Международного банка
на Кузнецком мосту

При этом историк подчеркивает, что некогда популярный стиль почти не нашел продолжения в московской архитектуре. «Современная архитектура столицы тяготеет к минимализму, функционализму, неомодернизму. В этом контексте избыточность, присущая неоренессансу, кажется чужеродной», — указывает Багаутдинов.

При этом цитирование ренессансной традиции иногда используется в премиальных проектах: в институциональных или представительских зданиях банков, музеев и особняков. Кроме того, элементы стиля уместны и в жилых зданиях, в которых важно подчеркнуть сочетание статусности и элегантности. К таким относится комплекс клубных домов делюкс-класса «Рождественка 8» от «Галс-Девелопмент». Его архитектурный облик связан не только с желанием подчеркнуть элитарность проекта. Клубные дома создадут единый архитектурный ансамбль с тем самым Международным банком на Кузнецком Мосту.

Как «Рождественка 8»
продолжает традиции
неоренессанса

Авторами архитектурного решения комплекса «Рождественка 8» выступило бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Их главной задачей стало вписать здания в исторический контекст Рождественки и Кузнецкого Моста. Элегантные фасады нового проекта будут соответствовать оформлению района: их изготовят из натурального камня и архитектурного бетона.

«Рождественка 8» будет состоять из семи клубных домов. Два семиэтажных здания на Рождественке и Кузнецком Мосту расположатся по бокам от Международного банка. Во внутреннем дворе разместятся еще три дома: двухэтажный, трехэтажный и десятиэтажный. Их фасады из белого ригельного кирпича — оммаж белокаменным палатам Тверского подворья XVII века, которые располагаются во дворе. В комплекс также войдут шестиэтажный клубный дом в Варсонофьевском переулке и камерный особняк конца XIX века на углу улицы Рождественка — фасад этого дома отреставрируют.

Ансамбль клубных домов делюкс-класса «Рождественка 8»
Ансамбль клубных домов делюкс-
класса «Рождественка 8»
В семи клубных домах расположится 115 квартир площадью от 61 до 426 кв. м. Среди редких форматов — квартиры с террасами, пентхаусы с видами на четыре стороны света, трехэтажные таунхаусы с отдельным входом и личным лифтом, а также двухэтажные квартиры, которые здесь называют мезонетами

Высота потолков в резиденциях достигает 5 м. Все квартиры, кроме пентхаусов, мезонетов и таунхаусов, получат дизайнерскую отделку в неоклассическом или современном стиле, в светлой или темной цветовой гамме. Оформление для них разработало Архитектурное бюро Олега Клодта.

Во всех вариантах отделки квартир используются материалы высокого качества: дубовые двери и паркет изготавливают по индивидуальному заказу, а дизайн латунной фурнитуры сделан Олегом Клодтом специально для проекта «Рождественка 8». Ванные комнаты с венецианским мрамором на полу будут полностью укомплектованы мебелью индивидуального изготовления, премиальной сантехникой и аксессуарами.

Пентхаус с личной террасой в клубном доме
на Кузнецком мосту
Клубный дом на Кузнецком мосту с 12-метровой аркой,
ведущей к палатам Тверского подворья
Клубный дом на Рождественке
Клубный дом на Варсонофьевском переулке
Мезонеты и таунхаусы во внутреннем дворе
Клубный дом высотой 10 этажей во внутреннем дворе
Роскошное гранд-лобби комплекса также от бюро Клодта с арт-объектами по эскизам лично от маэстро выполнено в духе «тихой роскоши» с японскими и скандинавскими сдержанными мотивами.

Внутри — глубокие спокойные природные оттенки и богатые текстуры материалов отделки из камня, латуни и тонированных зеркал. Латунные акценты подчеркивают обволакивающую «дорогую» тишину и создают чувство уверенности и безопасности. Во внутреннем корпусе на 10 этажей предусмотрены гостиная с баром и клубная зона для работы и отдыха. Для автовладельцев предполагается двухуровневая подземная парковка на 170 машино-мест.

Гранд-лобби
Гранд-лобби
Гранд-лобби
Гранд-лобби
Гранд-лобби
Гранд-лобби
Неоклассический стиль, темная палитра
Неоклассический стиль, темная палитра
Неоклассический стиль, темная палитра
Неоклассический стиль, светлая палитра
Неоклассический стиль, светлая палитра
Неоклассический стиль, светлая палитра
Современный стиль, темная палитра
Современный стиль, темная палитра
Современный стиль, темная палитра
Современный стиль, светлая палитра
Современный стиль, светлая палитра
Современный стиль, светлая палитра
Внутренний двор комплекса площадью 3,2 тыс. кв. м будет включать общественную зону со стороны палат Тверского подворья, а также приватную часть только для резидентов.

В первой расположится детская площадка, а вокруг оборудуют прогулочные дорожки с красивым освещением. На закрытой территории обустроят зону ментального здоровья с сенсорным садом, фонтаном, амфитеатром и «зелеными гостиными». Природа в таком парке с его плавными изгибами становится частью культурного жеста, и в окружении вечнозеленых елей здесь можно будет в любое время года неспешно наблюдать течение жизни.

Закрытый внутренний двор
клубного комплекса делюкс-
класса «Рождественка 8»