Вернуться на главную

Экспрессионизм: как ощущение катастрофы породило прекрасное

Зачем художники отвергли академические догмы и какие эмоции помогли создать новое течение в искусстве
Эгон Шиле. Смерть и девушка. 1915 год
Конец XIX и начало XX века явили миру прогресс в науке и технологиях, но вместе с тем создали кризис в самосознании европейского человека. Быстро меняющийся мир и ускорившейся темп жизни породили растерянность.

Переосмысление морали и ценностей лишало людей опоры, а растущие города и активная урбанизация заставили почувствовать себя одинокими и потерянными. Вместе с тем в воздухе витало предчувствие глобальной катастрофы: ее предвестниками стали локальные конфликты и революционные движения, а кульминацией — Первая мировая война.

В условиях нового времени художники, литераторы и композиторы искали новые формы для самовыражения. С одной стороны, они пытались отойти от академического искусства и перестать следовать догмам, сложившимся за несколько веков. С другой стороны, искали способ для выражения собственных чувств, в том числе и негативных — боли, страха, ужаса, разочарования, и превращения их в прекрасное — произведения искусства.

Отторжение академизма и осознание эмоций привели к возникновению экспрессионизма. Это течение просуществовало короткое время и затронуло Германию и Австрию, однако в дальнейшем распространилось на все виды искусства и повлияло на культуру и философию XX века.

Август Маке. Сад Маке в
Бонне. 1911 год
Отто Мюллер. Цыганская лошадь
у чёрной воды. 1928 год
Разбираемся, что собой представляет экспрессионизм, какими чертами он обладает, и как это течение повлияло на современную архитектуру.

Реальность через призму эмоций

Понятие «экспрессионизм» происходит от латинского слова expressio — «выражение». Это напрямую отражает главную идею течения — стремление не просто воспроизводить действительность, а изображать ее через внутреннее состояние автора, его эмоции и переживания.

Существует несколько теорий, кто впервые употребил этот термин применительно к искусству, однако произошло это в 1910-1911 гг. и касалось в первую очередь живописи.

Первое экспрессионистское объединение возникло до появления самого термина. Это была группа «Мост» (Die Brücke), основанная в 1905 году в Дрездене группой молодых художников: Эрнстом Людвигом Кирхнером, Фрицем Блейлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом. Название объединения символизировало стремление создать мост между традиционной и современной культурой, преодолеть разрыв между прошлым и настоящим. В том же году художники опубликовали свой манифест. Среди принципов группы — отказ от академического натурализма и поверхностного импрессионизма, а также право художника на свободное выражение чувств.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Голова художника. 1925 год
Эрнст Людвиг Кирхнер.
Катание на санях. 1923 год
Участники «Моста» стремились к радикальному обновлению художественного языка. Их творчество отличалось яркими, часто кричащими красками, а также грубыми, почти примитивными формами и эмоциональной напряженностью.

Источником вдохновения служило средневековое немецкое искусство, японская гравюра, африканская скульптура и творчество таких живописцев, как Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген.

Вторым значимым объединением экспрессионистов стал «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Эта группа также зародилась в Германии — в декабре 1911 года в Мюнхене. Его основали художники Василий Кандинский и Франц Марк. В состав объединения входили как немецкие, так и российские живописцы: Пауль Клее, Август Маке, Габриеле Мюнтер, Алексей Явленский, Марианна Веревкина. Как и в случае с «Мостом», мюнхенское объединение не просто занималось творчеством, а делало это на основе разработанной программы. Ее основные тезисы содержались в альманахе «Синий всадник», выпущенном в 1912 году.

Основным принципом «Синего всадника» стал отказ от академических канонов и традиционных форм художественного выражения. Здесь живописец получил право создавать произведения, основываясь на интуиции, внутреннем видении и переживаниях, а не на следовании правилам.

Участники группы стремились передать не физическое, а духовное восприятие реальности. Образы на картинах должны были не просто впечатлять зрителя, а погружать его в эмоциональное напряжение. Основными инструментами для этого служили цвета и формы.

Марианна Веревкина.
Полицейский пост в Вильно.
1909 год
Франц Марк. Голубые
жеребята. 1913 год

Диссонанс, утрирование, протест

Деятельность «Моста» и «Синего всадника» прекратилась с началом Первой мировой войны, однако влияние этих групп на развитие искусства оказалось значительным: экспрессионизм распространился на другие виды искусства. Несмотря на их разнородность, можно выделить несколько общих черт, свойственных этому течению:
  • 1

    приоритет эмоций над реальностью. Главным принципом стало не воспроизведение действительности, а передача внутреннего состояния творца, его переживаний и чувств через художественные образы;

  • 2

    субъективное восприятие. Экспрессионисты стремились показать мир через призму личного восприятия, акцентируя внимание на субъективности творческого акта;

  • 3

    цветовая и звуковая экспрессия. Использование ярких, контрастных цветов и звуков для усиления эмоционального воздействия на зрителя и слушателя;

  • 4

    неестественная выразительность. Экспрессионизм использует неестественные формы, резкие линии, неправильные пропорции и необычные композиции как инструмент;

  • 5

    эмоциональная направленность. Обращение к сильным, часто противоречивым эмоциям: страх, тревога, разочарование, боль, негодование;

  • 6

    отказ от натурализма. Отрицание внешнего правдоподобия в пользу глубокого эмоционального воздействия на зрителя;

  • 7

    синтез искусств. Стремление к объединению различных видов художественного выражения: живописи, литературы, театра, музыки и танца;

  • 8

    символическое мышление. Использование образов-символов для передачи глубинного смысла произведений;

  • 9

    социальная критика. Отражение болезненной реакции на социальные и политические потрясения начала XX века через художественные образы.

Параллельно с живописью новое течение осваивала музыка. Зародившийся в Австрии экспрессионизм стал важным направлением в музыкальном искусстве первой трети XX века. Его основоположником считается Арнольд Шенберг и его ученики, представители Второй венской школы: Антон Веберн и Альбан Берг.

Афиша к фильму «Доктор
Мабу́зе, игрок». 1922 год
Кадр из фильма «Кабинет
доктора Калигари». 1920 год

Ключевые произведения расцвета направления (1909–1912) включают монодраму «Ожидание» и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также оперу «Воццек» Берга. Характерными чертами музыкального экспрессионизма стали отказ от традиционной тональности, частое использование диссонансов, резких контрастов в ритме, необычные регистры инструментов и экспрессивные речевые интонации в пении.

В театре первой полноценной экспрессионистской работой стала пьеса австрийского писателя и художника Оскара Кокошки «Убийца, Надежда Женщин», премьера которой состоялась в Вене в 1909 году.

Кроме того, знаковыми авторами течения в драматургии стали немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер. Как и в других видах искусства, здесь делался акцент на чувствах. Декорации были условными, а персонажи даже не имели имен и назывались, например, Мужчина и Женщина. Основополагающими становились тяжелые эмоциональные состояния героев, которые порождали конфликт, — имена в таком контексте оказывались не важны.

Экспрессионизм в литературе стал главным направлением в Германии и Австрии начала XX века. Особенно ярко он проявился в «экспрессионистское десятилетие» — период с 1914 по 1924 год. В основе течения лежало стремление к передаче философских основ бытия через призму внутреннего мира человека. Писатели создавали произведения, полные эмоциональной напряженности, иррациональности и фантастического гротеска, отказываясь от традиционного психологизма и натурализма. На первый план выходят темы социального протеста и апокалиптические мотивы. Одним из самых знаменитых представителей экспрессионизма был Франц Кафка. Литературное течение добралось и до России — оно оказало значительное влияние на творчество Леонида Андреева и Евгения Замятина.

Эгон Шиле. Портрет Париса фон Гютерсло. 1918 год
Примечательно, что экспрессионизм стал первым художественным течением, полноценно проявившим себя в кинематографе. После завершения Первой мировой войны шок от поражения Германии, социальная нестабильность и относительная изоляция немецкой киноиндустрии создали почву для появления нового стиля.

Первым примером экспрессионизма в кино стал фильм режиссера Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920). Среди ключевых режиссеров течения — Фридрих Вильгельм Мурнау и Фриц Ланг. Их работы отличаются гротескным искажением пространства, нереалистичными декорациями, утрированной актерской игрой и использованием «субъективной», то есть подвижной шатающейся камеры. Просуществовав в короткий период с 1920 по 1925 год, экспрессионизм оказал значительное влияние на развитие мирового кинематографа.

Архитектура для выражения идей

Концепция эмоционального выражения в объекте искусства прижилась и в архитектуре. Здесь экспрессионизм появляется в середине 1910-х — прежде всего в Германии и Австрии, однако идею подхватывают также мастера из Нидерландов и Швейцарии. Помимо общих принципов, в архитектурном течении прослеживаются и специфические черты.

В зданиях отсутствует симметрия, в их форме преобладают текучие линии вместо прямых, а при строительстве предпочтение отдается современным на тот момент материалам — бетону, стеклу и стали.

Одним из первых примеров экспрессионизма стал Стеклянный павильон Бруно Таута. Это здание построено в 1914 году для выставки в Кельне как демонстрация возможностей стекольной промышленности Германии. Архитектурное решение павильона воплотило в себе утопические идеи писателя-экспрессиониста Пауля Шеербарта — автора книги «Стеклянная архитектура».

Стеклянный павильон Бруно Таута

Как и подобает объекту экспрессионизма, павильон был не просто произведением искусства, а выразителем идей. На фриз здания нанесли лозунги из произведения Шеербарта: «Без стеклянного дворца жизнь — это приговор», «Стекло открывает новый век, кирпич приносит лишь вред», «Цветное стекло разрушает ненависть». Павильон просуществовал недолго — выставка была закрыта в связи с началом Первой мировой войны, а само сооружение разрушено в 1920-х гг.

Будучи относительно локальной историей для немецкоговорящих стран, экспрессионизм практически не получил развития в СССР, рассказывает историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Однако экспрессионизм с его причудливыми органическими формами отчасти воплотился в архитектуре модернизма. В качестве примера можно привести универсальный спортивный зал «Дружба» в Лужниках (1970-е) и Даниловский рынок с волнообразной крышей (1986) в Москве, а также башню Центрального научно-исследовательского института робототехники и кибернетики (1970–80-е) в Санкт-Петербурге.

«Использование элементов архитектурного экспрессионизма в современной Москве — явление крайне редкое. Экспрессионизм — это в первую очередь архитектура эмоций, провокации, визуальной динамики. Такой язык противоположен привычной для Москвы ортогональной, уравновешенной архитектуре с прямыми линиями и симметрией. Даже если архитекторы включают в проекты необычные элементы или органические формы, это скорее разовые художественные жесты, чем системная тенденция. В современной московской архитектуре, тем более в проектах жилых домов, экспрессионизм встречается крайне редко», — объясняет Багаутдинов.

Фриц Хёгер. Чилехаус. Гамбург,
Германия. 1924 год

Среди жилых зданий, в которых можно разглядеть черты экспрессионизма, историк назвал жилой комплекс «Монблан», расположившийся в Замоскворечье. Над архитектурной составляющей проекта работало известное бюро СПИЧ. Доминанта комплекса в виде 27-этажной башни состоит из вертикальных стеклянных панелей с «ребрами», которые ассоциируются с ледяными пластинами — скорее природными, нежели рукотворными. Это типичный прием экспрессионизма.

Художественный жест на набережной

Экспрессионистские черты ЖК «Монблан» особенно подходят Шлюзовой набережной, на которой строится комплекс, считает Багаутдинов: «Самым заметным и масштабным зданием района остается бизнес-центр «Красные Холмы», известный многим благодаря расположенному там Дому музыки.

Комплекс «Монблан» создаст ему своеобразный пандан: его высотный корпус перетягивает визуальное внимание на себя и уравновешивает архитектурную «чашу весов» этого городского фрагмента».

«Ось условных весов — Водоотводный канал, — продолжает Багаутдинов. — Теперь и на противоположной стороне канала появится здание сопоставимого масштаба, с ярко выраженной высотной доминантой и сильной визуальной формой. Очевидно, что авторы проекта посчитали: неомодернистское здание выглядело бы здесь чересчур скромно и терялось бы на фоне динамичного силуэта «Красных Холмов». Именно поэтому в композиции «Монблан» появляется эффектная экспрессионистская башня, которая формирует равнозначный визуальный акцент и добавляет в панораму района мощный художественный жест».

Элитный жилой комплекс «Монблан»
Элитный жилой комплекс «Монблан»
Элитный жилой комплекс «Монблан»
Элитный жилой комплекс «Монблан»
Приватный двор-парк жилого комплекса «Монблан»
Приватный двор-парк жилого комплекса «Монблан»
Композиция «Монблан» состоит из шести зданий. К центральной башне прилегают пять корпусов высотой от семи до 12 этажей. В отличие от доминанты эти дома выполнены в спокойном стиле неоклассики с фасадами из натурального известняка.

В проекте предусмотрена 341 квартира площадью от 47,4 до 174,2 кв. м. Все лоты отличаются высокими потолками более 3 м и панорамным остеклением, которое обеспечивает максимальное естественное освещение.

Есть в «Монблан» и особенные форматы квартир. Например, пентхаусы на 12-м и 27-м этажах имеют площадь от 171,1 до 228 кв. м и потолки высотой 4,3 м. В доме также есть квартиры с просторными террасами площадью до 60 кв. м и лоты с окнами в ванных комнатах.

Личная терраса с видом на реку
Личная терраса с видом на реку
Квартиры с панорамными видами
Квартиры с панорамными видами
Квартиры с панорамными видами
Квартиры с панорамными видами
В высотной башне «Монблан» оборудуют гранд-лобби, где разместятся консьерж-сервис и многофункциональный клабхаус. Его феномен в том, что это одновременно пространство для работы и для отдыха: по будням он станет альтернативой коворкингу, где можно поработать в тишине либо устроить видеозвонок с партнерами из отдельного кабинета с шумоизоляцией.

В выходные в дизайнерской гостиной легко организовать дружеские посиделки или детский праздник. Впрочем, для юных жителей здесь обустроят собственную игровую экосистему: она будет включать открытые и закрытые игровые зоны с учетом интересов детей разных возрастов. Над созданием таких зон работали кросс-функциональные команды из архитекторов, дизайнеров и психологов.

Каждый корпус «Монблан» также получит собственное неповторимое лобби, спроектированное бюро T+T Architects. Пространства объединены общей концепцией — ассоциацией с горой Монблан. Идея отражена в названиях: «Снежная вершина», «Скалистый край», «Горное озеро», «Туманный хвойный лес», «Речная долина» и «Альпийский луг».

Гранд-лобби

Особое внимание отведено благоустройству территории. Ландшафтный дизайн внутреннего двора-парка площадью 7 тыс. кв. м от бюро Scape воплощает концепцию альпийской долины. Здесь высадят ели, липы, клены, лиственницы, можжевельник, спиреи, лилии, подснежники, гортензии сорта Mont Blanc* и другие растения.

Просторный двор вместит зоны тихого отдыха и активного спорта, площадку для дошкольников, большое игровое пространство для детей разных возрастов, амфитеатр для проведения мероприятий, многофункциональный павильон и зеленую галерею-берсо. Парк украсит арт-объект, символизирующий силы природы. В компании «Галс-Девелопмент» называют двор-парк «Монблан» оазисом в центре Москвы.

*Монблан