Вернуться на главную

Эклектика: как смешать разные стили и получить шедевр

Как желание сочетать в одном здании разные жанры привело к возникновению необычного художественного направления
Антонио Гауди. Саграда
Фамилия. Барселона
Искусство и культура долгое время
развивались обособленно в различных регионах мира. Такое развитие опиралось на традиции, географические и климатические особенности местности.

Но со временем развитие торговли способствовало обмену знаний о том, как выглядят разные предметы, в том числе и здания, в далеких странах. При этом многое передавалось на словах или зарисовывалось по памяти. И если какую-то безделушку еще можно было привезти из путешествий или военных походов, то вывезти из экспедиции целый дом не получалось никак.

Несмотря на это архитекторы древности задумывались над тем, как приспособить заморские технологии или формы зданий под нужды своего поселения или города. Так в архитектуре появились первые эксперименты в духе эклектики. Однако, чтобы оформиться в отдельное художественное направление и породить новые шедевры, понадобилось более полутора тысячи лет.

Особняк Карсона.
Калифорния. 1886 год
Дворец промышленности.
Бразилия. 1917 год
Рассказываем, почему эклектика была востребована с древнейших времен и как она изменила облик европейской и российской архитектуры.

Как появилось желание смешивать

Термин «эклектика» (или «эклектизм») происходит от древнегреческого слова «избранный, отборный». Впервые его использовал александрийский философ II века Потамон.

Под этим понятием он подразумевал особый метод построения философской системы, когда в одном мировоззрении объединяются взгляды и идеи из разных источников.

В широком смысле эклектика представляет собой творческий подход, при котором сознательно смешиваются различные художественные элементы и в итоге возникает новое произведение. Что важно: метод не предполагает механического соединения разнородных элементов — он подразумевает создание гармоничного единого целого.

Саграда Фамилия
Здание железнодорожной станции.
Куала-Лумпур. 1910 год
Эклектичный подход использовался еще во времена античности.
В период эллинизма (323–30 гг. до н. э.) древнегреческие архитекторы соединяли собственные традиции строительства с мотивами ближневосточного искусства.

Мастера поздней Римской империи (III–V вв. н. э.) комбинировали в постройках архитектурные формы Греции, Египта и Передней Азии. В средневековой Европе эклектичный метод был скорее исключением, поскольку церковь считала его вторичным по отношению к божественному мирским подходом, который не позволяет достичь идеала.

Новый виток интереса к эклектике возник во второй половине XVI века с зарождением маньеризма. Название происходит от итальянского слова maniera — манера, образ действия, вычурность.

Это течение возникло вследствие кризиса Ренессанса: оно разрушало гармонию, возведенную Возрождением как абсолют и идеал для подражания. Отныне на картинах появлялись люди с неправильными пропорциями тел и в экзотических костюмах, а в цветовых решениях часто использовались яркие контрастные оттенки. Тогда же деятели искусства заговорили о необходимости смешения и субъективной интерпретации стилей прошлого.

Долгое время эклектика была признаком смены художественных эпох: когда старые каноны утрачивали актуальность, а новые еще не сформировались. Однако постепенно творческие эксперименты и поиск превратились в сознательный подход — еще не стиль, но уже творческий метод.

Одним из первых его приверженцев стал археолог, архитектор и художник XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. Его гравюры — это впечатляющие композиции из элементов разных древних культур: римских арок и обелисков, греческих колонн, египетских пирамид. Примерно в то же время появились и теоретические обоснования эклектики. Например, французский аббат Марк-Антуан Ложье в трактате 1752 года «Опыт архитектуры» указывал на одинаковую ценность как античного, так и готического наследия, предлагая создать «греко-готический стиль».

Парижская опера авторства Шарля Гарнье

Окончательно как самостоятельное направление в архитектуре и искусстве эклектика сформировалась в середине XIX века. Ее расцвет пришелся на период с 1830-х до начала XX века. Одним из самых заметных зданий эклектики стала Парижская опера авторства Шарля Гарнье. Здесь можно заметить сочетание сразу нескольких направлений. Трехступенчатое основание театра (стереобат) и колоннада на втором этаже — типичные элементы французского классицизма. От барокко зданию достались многочисленные статуи античных богов и использование различных сортов мрамора. А обилие позолоченной лепнины, бюстов и огромного количества барельефов отсылает к ампиру.

Почему важны смелые сочетания

Архитектурная эклектика расцвела и оформилась параллельно с другим направлением — историзмом. Оба течения были реакцией на одни и те же события: начало XIX века стало временем промышленных и социальных революций, которые дали толчок экономическому буму, активной урбанизации и появлению новых слоев общества.

В Европе сформировался новый тип заказчика: буржуазия, промышленники и торговцы. Одни хотели подчеркнуть свою принадлежность к элите и выбирали для этого конкретный стиль прошлого — так возник историзм и его многочисленные стили, получившие приставку «нео-», то есть «новый». Другие же были готовы к более радикальным экспериментам и сочетанию разных традиций — это породило эклектику.

Если говорить о разнице между историзмом и эклектикой, можно использовать сравнение с конструкторами. Представим, что у нас есть три комплекта деталей: из одного можно построить средневековый замок с крепостной стеной и башнями, из второго — готический собор вроде Нотр-дам-де-Пари в Париже, из третьего — роскошный дворец наподобие Зимнего в Санкт-Петербурге.

Если взять один конструктор и переставить в нем детали, в целом сохраняя пропорции и оставляя элементы декора, то получится историзм. А если смешать детали трех наборов и совместить разные элементы, то выйдет эклектика. При этом нужно помнить правило: в итоге должно получиться единое целое, в котором составные части гармонируют друг с другом. В примере с конструкторами должны совпасть пазы деталей разных наборов.

Вот основные особенности архитектурной эклектики:
  • 1

    смешение стилей как ключевая характеристика. В одном здании комбинируются два-три архитектурных направления, при этом соединение элементов из разных эпох и культур происходит осознанно;

  • 2

    декоративная насыщенность. В постройках много архитектурных элементов: шпили, башни, украшенные фасады, колонны, ажурные детали отделки;

  • 3

    свобода в построении композиции. Правило только одно: здание должно выглядеть красиво и гармонично;

  • 4

    монументальность форм. Вступая в синтез с окружающим пространством, здание становится доминантой архитектурного ансамбля или местности;

  • 5

    использование современных технологий своего времени. В конструкции зданий применяются металлические каркасы, новые отделочные материалы, разные технологии изготовления стекла.

Бирмингемский университет

Поиск национального пути и эксцентричность

На появление эклектики в России повлияли схожие с Европой экономические процессы: активное развитие городов и необходимость в строительстве новых зданий. В XIX веке российское дворянство отходит на второй план экономической жизни — вместо этого активным строительством занимаются промышленники и коммерсанты.
Кроме того, существовали предпосылки, характерные непосредственно для России.

Например, возникновение реставрации и появление профессиональных реставраторов. С 1820-х годов становится хорошим тоном не перестраивать разрушенные здания, а восстанавливать их исторический облик. Это заставило мастеров обратиться к архитектурному наследию и изучать технологии прошлого, что в целом повысило интерес к ранее существовавшим стилям.

Кроме того, в первой трети XIX века в России появляется архитектурная критика. Об эстетике, форме и функциональности зданий размышляют публицисты, философы и писатели. Одним из любителей архитектуры был Николай Гоголь, интересовавшийся как западными, так и восточными сооружениями. В своей статье «Об архитектуре нынешнего времени» 1831 года писатель призывает художников не слепо копировать здания прошлого, а создавать новое, опираясь на принцип красоты и гармонии. Гоголь не использовал слово «эклектика», однако то, что он описывает, можно назвать примером этого направления.

Храм Христа Спасителя.
Москва. 1903 год
Храм Христа Спасителя.
Москва. 1999 год

Одним из первых отечественных зданий, построенных с эклектичным подходом, стал храм Христа Спасителя (1839–1883 гг.) в Москве. Его архитектурное решение возникло как результат поиска национального пути и, как следствие, национального стиля. После победы над Наполеоном и взлета национального самосознания, а далее и вольнодумства при Николае I пошел откат к реакционным взглядам на просвещение и науку. Так возникает теория официальной народности — государственной идеологии, опирающейся на три понятия: «православие, самодержавие, народность». Такое сочетание было придумано в противовес девизу Великой французской революции: «Свобода, равенство, братство». Для архитектуры это означало отход от классицизма, тяготеющего к эстетике Древнего Рима, и попытку воссоздать исконно русские традиции.

Одним из первых архитекторов, которому удалось «подружить» два стиля — классицизм и древнерусское зодчество, стал Константин Тон. Храм Христа Спасителя получился кульминацией его творческих поисков в этом направлении. Величественный собор был выстроен по канонам древнерусского зодчества: здание имело типичное для храма строение, оформлено килевидными фронтонами (элементы в виде перевернутого киля корабля), а сверху композиция увенчивалась пятью куполами, символами Христа и четырех его учеников-евангелистов. Беломраморная облицовка фасадов и многочисленные скульптуры в экстерьере отсылали к русскому классицизму.

Дворец Пена в Синтре. Португалия
Особняк Морозова. Москва.
1895—1899 гг.
Не менее ярким примером эклектики в Москве можно назвать особняк Арсения Морозова на Воздвиженке.

Эксцентричное здание сооружено по проекту архитектора Виктора Мазырина в 1899 году под впечатлением от португальского дворца Пена — летней королевской резиденции, построенной в 1840 году в городе Синтра недалеко от побережья Атлантического океана. Синтра долгое время была оплотом мавров на Пиренейском полуострове, но затем город завоевали португальцы. Сочетание двух цивилизаций — африканской и европейской — предопределило эклектичный облик всего города и расположенных в нем дворцов.

Отсылающий к Синтре особняк Морозова на Воздвиженке с лепниной в виде ракушек и корабельных канатов на фасаде продиктован неомавританским стилем. При этом оконные проемы украшены готическими узорами, а колоннада отсылает к зданиям эпохи классицизма. Эклектика наблюдается и во внутреннем убранстве. Помещения особняка выполнены в разных стилях: гостиная — в духе ампира, столовая напоминает неоготические интерьеры средневековых соборов, а будуар явно вдохновлен примерами барокко.

Когда и в каком виде вернулась эклектика

Эклектика в императорской России просуществовала недолго, оставив после себя интересные здания. «Вторая волна направления пришла после 1991 года, хотя «накрыла» она только постсоветские города, — рассказывает историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

— Устав от строгости и шаблонности позднего модернизма, заказчики вместе с архитекторами вступили в период экспериментов. Они стали использовать новые импортные материалы, стремились к декоративности оформления и отказались от следования строгим регламентам». Среди наиболее ярких примеров эклектики того времени эксперт назвал здания в стиле «новой старой Москвы» в районе Хамовников и Якиманки, а также дома «Золотой мили» на Остоженке.

После 2010-х в столице начался разворот в сторону модернистской эстетики. В моду вошли стекло, бетон, чистые формы, лаконичность и минимализм. Современная архитектура Москвы ориентирована на сдержанные выразительные средства и локальный контекст. «Новые здания в духе эклектики появляются, но значительно реже: например, в точечных премиальных проектах или там, где требуется работа с переосмыслением архитектурного наследия», — объясняет Багаутдинов. Одним из наиболее ярких примеров современных зданий, вдохновленных эклектикой, он называет клубный дом de luxe класса «Космо 4/22».

Клубный дом делюкс-класса «Космо 4/22»
«Космо 4/22» построен на месте доходного дома купчихи Полины Чепышевой: его исторический облик стал основой для решения, предложенного архитекторами британского бюро Dyer и российской компании «МАРКС».

«Авторы, очевидно, стремились не просто сослаться на оригинал, но и развернуть его тему на весь комплекс — сделать эклектику сквозным визуальным кодом проекта», — считает Багаутдинов.

Доходный дом Чепышевой с трактиром построили в 1901 году по проекту архитектора Николая Благовещенского, автора первого в России проекта кинотеатра «Художественный» и торгового дома «Трехгорной мануфактуры». Как отмечает Багаутдинов, историческое здание, предназначавшееся для сдачи квартир, соответствует общей тенденции того времени для доходных домов. Здесь были предусмотрены и современные для того времени коммуникации, и выразительные фасады в стиле эклектики.

Корпус «Река» клубного дома делюкс-класса «Космо 4/22»

Такой архитектурный подход удачен не только как дань уважения историческому зданию, но и с точки зрения облика всего района, подчеркивает Багаутдинов: «Замоскворечье в целом — один из самых эклектичных районов города, но уже не в стилистическом, а в градостроительном смысле. Здесь могут соседствовать деревянные одноэтажные дома с мезонинами, построенные в XIX веке, и ультрасовременные бизнес-центры в стиле неомодернизма. Если говорить о Космодамианской набережной, ее значительная часть сформировалась в 1940–50-е — в эпоху сталинской неоклассики и эклектики — с характерным массивным декором, отсылками к классическим формам. В этом контексте «Космо 4/22» продолжает визуальный код места, пусть и в более современной трактовке».

Уют в центре культурной жизни: «Космо 4/22»

Комплекс делюкс-класса «Космо 4/22» располагается на острове Балчуг — на Космодамианской набережной — и состоит из двух шестиэтажных корпусов.

В них разместились 73 квартиры площадью от 46 до 177 кв. м. Среди них есть варианты с мастер-спальней, кухней-гостиной, двумя ванными, гардеробными и террасами. На последнем, шестом этаже — пентхаусы с потолками до 7,6 м и личными террасами с открыточными видами на Кремль, Москву-реку и высотку на Котельнической набережной.

Личная терраса пентхауса
Личная терраса пентхауса
Двухуровневый пентхаус
Двухуровневый пентхаус
Квартиры с видами на реку
Квартиры с видами на реку
Особенностью проекта стал тайный сквер, спрятанный внутри двора. Это уютное патио на свежем воздухе, но под крышей, где резиденты смогут отдыхать на уютных креслах в окружении цветущих кустарников и цветов.

Атмосферу уединения и красоты поддержат журчащий фонтан с переливной чашей и мраморные копии львов Медичи. Эти статуи специально для «Космо 4/22» изготовил член Московского союза художников и Объединения московских скульпторов Иван Савенков. Под домом расположилась двухуровневая подземная парковка.

В лобби «Космо 4/22» предусмотрена лаунж-зона с камином и мягкой мебелью, отдельное пространство выделено для переговоров. Его можно также использовать под частные камерные мероприятия — личные или деловые.

Тайный сквер с мраморными копиями львов Медичи
Тайный сквер с мраморными копиями львов Медичи
Гранд-лобби и паркинг
Гранд-лобби и паркинг
Гранд-лобби
Гранд-лобби
Благодаря престижному расположению в самом центре Москвы Балчуг получил неофициальное название «Золотой остров»: отсюда одинаково легко дойти до Кремля или знаменитой Пятницкой улицы, а соседство с самыми престижными домами и офисами в стране подчеркивает исключительный статус резидентов Балчуга.

Важно, что такое местонахождение не означает оторванности от привычных удобств: напротив, в окружении есть все для комфортной и респектабельной жизни — театры, музеи, рестораны, кафе, парки. Все это вместе делает расположение «Космо 4/22» действительно особенным: дом находится одновременно в центре и при этом отгорожен от ежедневной суеты Москвой-рекой и бережно охраняемыми границами комплекса. Такое сочетание несочетаемого — еще одно проявление эклектического стиля, в котором выполнен «Космо 4/22».

Корпус «Сад» клубного дома «Космо 4/22»
Пентхаусы с личными террасами в корпусе «Река»