Вернуться на главную

Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты

Возникшее в начале XX века направление за сотню лет изначально приобрело много оппонентов, но затем предопределило облик искусства на десятилетия вперед. Повлияло оно и на современную архитектуру Москвы
Эрик Кох. Платья Мондриана от Ива Сен-Лорана рядом с картиной Мондриана. 1966 год
Конец XIX и начало XX века стали временем глобальных перемен: научные открытия и новые изобретения изменили мировоззрение людей. Технический прогресс быстро отразился в философии и культуре.

Традиционные каноны в искусстве стремительно утратили привлекательность для художников. По всему миру творцы искали способы освободиться от устоявшихся правил и передать неочевидное — то, что прежде считалось невыразимым. В этот момент зародился абстракционизм — направление, которое принципиально отличается от всего, что существовало в искусстве прежде.

Курт Швиттерс. Без названия. 1929 год
Хильма аф Клинт. Лебедь, № 17. 1915 год
Изучаем, что собой представляет абстракционизм, ищем следы этого стиля в Москве и исследуем, как он повлиял на современный облик столицы.

Искусство без предмета

Предшественниками абстракционизма были другие направления, которые позволяли иначе взглянуть на изображаемые предметы и явления — особенно ярко это проявилось в живописи.

Но абстракционизм (от латинского слова abstractio — «удаление, отвлечение») сделал шаг, на который никто не решался никогда прежде: направление начисто отказалось от какого бы то ни было предмета как объекта произведения.

Абстракционизм иногда называют беспредметным искусством: он выражает мир вне сюжета и без подражания действительности. Вместо изображения реальности художники стали использовать абстрактные формы, линии и цвета как основные элементы, а отношения между ними и составляли композицию произведения искусства. При этом мастера стремились показать субъективность восприятия реальности.

Василий Кандинский. Круги в
круге. 1929 год
Василий Кандинский.
Несколько кругов. 1926 год
Принято считать, что абстракционизм в искусстве, и в частности в живописи, начался с картины Василия Кандинского «Первая абстрактная акварель», созданной в 1910 году.

Существует легенда, что на написание полотна художника вдохновил случай в мастерской: когда он перевернул вверх ногами одну из своих картин и решил, что так она смотрится лучше.

Даже если эта история правдива, появление абстрактной акварели нельзя назвать случайностью. Дипломированный юрист Кандинский долгое время занимался живописью как хобби и интересовался работами современников. Знакомство с творчеством импрессионистов на выставке в Москве в 1896 году изменило его жизнь и повлияло на решение заняться искусством профессионально.

Значительное влияние на творчество Кандинского оказали работы Клода Моне. Русского художника впечатлила манера живописи французского коллеги — отсутствие четких контуров и многочисленные световые акценты, которые, с одной стороны, передавали очертания предметов, но вместе с тем не были копией реальности.

Это подтверждало мысль Кандинского: чтобы передать суть объекта или явления, необязательно на полотне изображать действительность.

Абстракционизм стал не просто направлением в искусстве, но настоящей философией. В теоретическом труде «О духовном в искусстве», написанном в 1909 году, Кандинский сформулировал принципы эстетической концепции своего творчества и всего абстракционизма. Согласно концепции Кандинского, суть искусства заключается в том, чтобы показать внутреннюю сущность предмета и явления, а для этого нужно отказаться от изображения внешней формы.

Василий Кандинский.
Импровизация №30. 1913 год
Василий Кандинский. Сияние.
1929 год

Высшей точкой развития художник считал синтетическое искусство — сочетание цвета, слова, идеи и звука, которое рождает «монументальное» произведение. Важно не просто показать эмоцию, а с помощью цветов и линий вложить какую-то мысль и задать изображению звучание. Главной движущей силой художника должен быть «принцип внутренней необходимости». Это значит, что надо не только прислушиваться к собственному ощущению, но и изучать, как цвета и формы воздействуют на зрителя, чтобы произведение создало в человеке «вибрацию души», считал Кандинский.

Работа
с цветом
и бессознательным

Если говорить об общих чертах, свойственных абстракционизму в разных видах искусства, то можно выделить следующие особенности:
  • 1

    нефигуративность. Полное отсутствие конкретных объектов и предметов;

  • 2

    геометричность. Активное использование геометрических элементов: прямых линий, кругов, квадратов и треугольников;

  • 3

    колористическое выражение. Особая роль цвета в передаче эмоций и создании настроения;

  • 4

    экспрессивность. Цель произведения — вызвать эмоциональную реакцию у зрителя;

  • 5

    работа с элементами. Использование абстрактных форм, линий, текстур и плоскостей для создания визуального эффекта;

  • 6

    символичность. Отказ от буквального изображения реальности в пользу создания символов и знаков, которые могут нести глубокий философский смысл;

  • 7

    экспериментальность. Постоянное стремление к новым формам выражения, использование различных материалов и техник, включая коллажи, фотографию и видео;

  • 8

    многозначность. Возможность разной интерпретации произведений разными зрителями.

Все это можно увидеть в одном из самых знаменитых произведений абстракционизма — картине Казимира Малевича «Черный квадрат» (1915 год). Абстракционизм включает в себя множество различных течений, которые следовали общим принципам, но при этом имели некоторый акцент. Например, орфизм пытался изобразить через цвета и формы музыкальные понятия, то есть то, что не существует в реальности в виде предмета. Это течение было образовано в 1910–1920 годах французом Робером Делоне и чехом Франтишеком Купкой и названо в честь героя древнегреческих мифов музыканта Орфея.

Пит Мондриан.
Композиция №1. 1921 год

Тогда же Пит Мондриан разработал концепцию неопластицизма: стремления к «денатурализации форм». По мнению художника, всё в природе имеет первичную геометрическую схему, которую можно выразить через перпендикулярные линии и пять цветов — белый, черный, красный, синий и желтый. В итоге в центре полотен снова оказывался не предмет.

После 1940-х годов появляется ташизм: живопись пятнами, воссоздающая бессознательное художника и также не предполагающая никаких предметов. Особенность течения в методе работы: линии и пятна наносятся на холст без предварительного плана и обдумывания, быстрыми хаотичными движениями. Один из представителей ташизма Жорж Матьё считал главным в своей технике скорость. Все эти направления — подвиды абстракционизма, который умел расщепляться на максимально специфичные, но непременно абстрактные направления.

Из картин в трехмерную реальность

Через несколько лет после появления «Первой абстрактной акварели» и «Черного квадрата» художники начинают пробовать перенести принципы нового направления в трехмерное пространство, рассказывает историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Так, Малевич создает «архитектоны» — объемные композиции, состоящие из геометрических фигур, врезающихся друг в друга под прямыми углами. Эль Лисицкий разрабатывает «проекты утверждения нового» — «проуны». По признанию художника, они должны были помочь создать здания для «единого мирового города жизни людей земного шара».

Долгое время к абстракционизму было неоднозначное отношение, хотя равнодушным он не оставлял никого. Одни им восхищались, другие ругали. В советской прессе после Второй мировой войны часто встречалась критика направления. С одной стороны, в запасниках музея хранились шедевры Малевича и Кандинского, с другой — посетителям галерей не объясняли, как устроены эти картины и в чем их ценность. В итоге чаще всего люди не понимали абстракционизм, из чего газеты делали вывод: направление чуждо советскому народу. А самих художников-абстракционистов, особенно европейских и американских, называли оскорбительными словами — вроде «жалких отщепенцев».

Казимир Малевич. Черный Квадрат.
1915 год. Черный круг. 1923 год.
Черный Крест. 1915 год

Советская пропаганда отсрочила настоящее знакомство народа с абстракционизмом, однако не могла исключить влияние направления на дальнейшее развитие культуры и представление о прекрасном. В настоящее время элементы беспредметного искусства можно обнаружить в повседневной жизни людей постсоветского пространства — в рекламе, кинематографе, аудио- и видеопроизведениях. Абстракции, вызывающие эмоции и пытающиеся достучаться до человеческой души, стали неотъемлемой частью реальности. Неудивительно, что направление находит переосмысление и в традиционных видах искусства, например в архитектуре.

Наследие Мондриана на
юго-востоке
Москвы

Абстракционизм как направление в искусстве обращается к чувствам не через образ, а через логику формы: композицию, ритм и структуру.

«Сегодня, как и в 1920-х, как и в 1960-х, мы снова возвращаемся к языку, который говорит: „Чистая форма — достаточна“», — объясняет Багаутдинов востребованность направления в современной архитектуре Москвы.

По мнению историка, отсылки к абстракционизму можно найти в строящемся семейном квартале бизнес-класса «Адмирал» от компании «Галс-Девелопмент» в Печатниках на юго-востоке Москвы. Это проявляется в чистоте геометрических форм, крупных цветовых плоскостях здания, панорамном остеклении, «оторванности» здания от земли за счет пилонов и консолей, а также в текучести пространства и визуальной проницаемости фасадов.

Пит Мондриан. Композиция с цветными плоскостями и
серыми линиями. 1918 год
Жилой комплекс бизнес-класса «Адмирал»
Говоря о фасаде жилого комплекса, спроектированного архитектурным бюро «Генпро», Багаутдинов приводит в пример Пита Мондриана.

В работах художника ключевым элементом становится ортогональная сетка — строго вертикальные и горизонтальные линии, формирующие ячейки. Какие-то остаются пустыми, какие-то заполняются локальными цветами: красным, синим, желтым.

«Фасады «Адмирал» устроены по сходной логике: их расчленяет неритмичная сетка вертикальных и горизонтальных элементов, — обратил внимание основатель проекта «Москва глазами инженера». — Панорамное остекление чередуется с непрозрачными вставками, образуя абстрактную пиксельную композицию. Такой прием с начала 2010-х стал особенно популярен среди московских девелоперов — фасадная «пиксельная живопись» стала узнаваемой чертой эпохи».

«В «Адмирал» эта визуальная стратегия решена тонко: сетка не давит, цвета не шумят, композиция собрана строго, — продолжил Багаутдинов. — В этом возвращение к духу абстрактного искусства: там, где каждый элемент — не украшение, а смысл».

Неабстрактныйгород в городе

Корпуса «Адмирал» имеют разную высоту. В архитектурном бюро «Генпро» решили таким способом выделить проект среди другой застройки Южного порта в Печатниках.

Создатели сочли, что переменная этажность позволяет гармонично вписать квартал в окружение, не создавая визуального перегруза. Согласно городскому плану развития локации, Южный порт должен стать зеленым оазисом, где скоро появится 25 га парков, аллей и скверов, включая места для спокойного и активного отдыха вдоль береговой линии Москвы-реки.

Вместе с тем жители района могут быстро добраться до центра или в любую точку города. Транспортный узел «Печатники» включает в себя пересечения трех важных линий метрополитена: второго Московского центрального диаметра (МЦД-2), Большой кольцевой линии (БКЛ) и Люблинско-Дмитровской ветки. Станция метро «Печатники» находится в 300 метрах от жилого комплекса «Адмирал». Автомобилисты могут добраться до Третьего транспортного кольца за 10 минут, а до Садового кольца — за 15.

Первый квартал жилого комплекса бизнес-класса «Адмирал»
Первый квартал жилого комплекса бизнес-класса «Адмирал»
Первый квартал жилого комплекса бизнес-класса «Адмирал»
Первый квартал жилого комплекса бизнес-класса «Адмирал»
Первый квартал жилого комплекса бизнес-класса «Адмирал»
Первый квартал жилого комплекса бизнес-класса «Адмирал»
«Адмирал» будет состоять из трех кварталов, первый из которых — четыре корпуса на 1489 квартир — введут в эксплуатацию в 2027-2028 годах. Здесь будут разные варианты планировок, начиная от студий площадью 28 кв. м и заканчивая четырехкомнатными лотами евроформата на 99 кв. м с несколькими санузлами и лоджией.

Концепция жилого комплекса «Адмирал» воплощает идею города в городе — пространства, где созданы все условия для комфортной жизни. Для этого на территории квартала построят собственную школу и детский сад. Кварталы соединят с помощью уютного пешеходного бульвара с велодорожками, а коммерческие помещения на нижних этажах зданий заполнятся всей необходимой инфраструктурой — от супермаркета, кафе и магазинов до фитнес-центров, спа и салонов красоты. Весь второй этаж комплекса будет отдан под кладовые, куда будет можно спуститься даже в тапочках.

Входная группа первого квартала «Адмирал»
Входная группа первого квартала «Адмирал»
Зона ресепшн в гранд-лобби
Зона ресепшн в гранд-лобби
Зона корреспонденции и лифтов
Зона корреспонденции и лифтов
Двухуровневый подземный паркинг
Двухуровневый подземный паркинг
Особого внимания заслуживает концепция благоустройства двора от архитектурного бюро Wowhaus. В первом квартале, строительство которого уже идет, архитекторы вдохновлялись темой зеленого морского архипелага с водными протоками.

Центральным элементом станет многофункциональная «палуба», объединяющая активности для жителей всех возрастов. Здесь расположатся современный скалодром, уютные качели и гамаки для отдыха, зеленые зоны для спокойного времяпрепровождения, спортивные площадки, оборудованный коворкинг, открытый амфитеатр и разнообразные детские площадки, включая специальную инклюзивную зону.

Пешеходный бульвар между
кварталами жилого комплекса
«Адмирал»
Двор первого квартала
Двор первого квартала
Двор первого квартала

Двор площадью 5 тыс. кв. м позволяет разместить внутри игровые зоны для детей разного возраста и взрослых, которые привыкли по-разному проводить свободное время. Закрытое от случайных прохожих пространство двора станет квинтэссенцией подхода «Адмирал» — квартала, который создан для тех, кто ценит свое время и выбирает комфорт и безопасность. И двор, и все оснащение дома оценят как предприниматели, так и молодые мамы с маленькими детьми; как представители старшего поколения, так и те, кто только начинает самостоятельную жизнь отдельно от родителей. Насыщенное наполнение «Адмирал» и его дружеская среда позволяют назвать комплекс по-настоящему семейным кварталом.